Чёрно-белое и не плоское

На чёрно-белых снимках все огрехи экспозиции видны как на ладони. Поэтому многие фотографы начинают обучение своих учеников именно с премудростей чёрно-белой фотографии. При переводе ярких снимков в монохромную гамму часто теряются акценты, большую часть фотографии покрывают скучные серые пятна, и фотография цветочка на лужайке уже не кажется весёлой.

В этом заключается сложность и прелесть чёрно-белого фото. Очевидно, что разница между чёрно-белой и цветной фотографией состоит не только в отсутствии цвета. Благодаря монохромным снимкам можно раскрыть суть вещей намного глубже, драматичнее и выразительнее расставить акценты.

Делаем чёрно-белое глубже

Цель чёрно-белой гаммы заключается в том, чтобы оставить на фото только оттенки серого, чёрный и белый цвета и придать снимку плоскость там, где от цвета рябит в глазах.

В Adobe Lightroom есть отличная возможность сделать некоторые цвета светлее или темнее, то есть регулировать яркость определённого цвета на фотографии и делать это сразу в черно-белой гамме. Доступны красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, бирюзовый, фиолетовый и пурпурный цвета. Регулируя каждый из них, можно добиться интересных монохромных результатов. К примеру, сделать тон кожи темнее или светлее, передвигая ползунок оранжевого цвета, показать насыщенность и отражаемость света листвой, регулируя зелёный цвет, и сделать эпически тёмное небо с контрастными облаками, настраивая синий. Прелесть такого инструмента в том, что остальные цвета сохраняют свою изначальную яркость.

Например, для предметной съёмки при переведении в черно-белую гамму цвета самих объектов лучше оставить в покое, а регулировать только те, которые не так важны. Обычно, это цвет фона. Если фон, скажем, оранжевого оттенка, лучше высветлить или затемнить оранжевый и жёлтый цвета, чтобы получить глубину и выразительность.

Например, крупный план. Вот оригинальное фото и его чёрно-белая версия, получившаяся путём автоматического преобразования:

А вот варианты самостоятельного преобразования в чёрно-белую гамму (с помощью регулировки яркости оттенков фона — оранжевого и жёлтого):

Пейзаж

В пейзажной фотографии небо на снимках при ярком дневном свете само по себе обычно получается засвеченным или обретает градиентный светло-голубой оттенок. И в таких ситуациях Lightroom приходит на помощь, но не стоит сильно увлекаться — результат может получиться слишком неестественным.

Этот снимок я делала при ярком дневном освещении, однако небо было затянуло серыми облаками, поэтому синего цвета в кадре не так уж и много. Если обратить внимание на пример с ручной регулировкой, то становится ясно, в каких областях неба на фото встречается большое скопление синего и бирюзового цветов, а где был преимущественно красный цвет песка (красный я также затемнила для создания контрастных теней):

Затемнение красных, бирюзовых и синих цветов

Ручная регулировка — это возможность расставить акценты, придать объём и рельеф одним лишь этим инструментом. Поэтому желательно не снимать сразу в монохромном режиме. Любое цветное изображение можно сделать чёрно-белым, но не наоборот: нет цвета — нет возможности им управлять.