Рефлексируем о путешествиях, не выходя из дома

Рано или поздно наступает момент, когда ты по привычке тянешься за приправой и вдруг понимаешь, что вкуснее — без. Для красоты не нужна косметика, для веселья — алкоголь, для подарков — повод. Момент упрощения и жизнь без усилителей вкуса. Та же конфигурация случилась с восприятием путешествий. С вашего позволения, оставляю здесь немного рефлексии на тему.

Рефлексируем о путешествиях, не выходя из дома

Недавно мы с коллегами работали над материалами для Forbes Russia, и из, наверное, сотни публикаций меня привлекла статья профессора Л. Кроля. Он буквально нарисовал текстом разных персонажей и то, что они получают от перемещений в пространстве. Казалось бы, очевидно, но чем дальше, тем отчётливее эти персонажи проявлялись за пределами текста в реальной жизни.

Я поняла, что среди моих друзей есть, например, ненасытная «геймер Маша», которая как бы помещает себя на новые фоны, наряжается в новые страны, словно меняя одежды, стремится посетить и увидеть как можно больше всего и вся. Тут отлично работает принцип геймификации: Маша собирает яркие образы себя в разных местах, как «ачивки» в игре. И суть игры не только в том, чтобы побывать везде, но и максимально насытить это красками — так можно создать образ яркой интересной жизни.

Есть и «медитативный Рома», который точно знает, чего он хочет от путешествий: помолчать и замедлиться. Ему как воздух необходимо иногда организовать себе такое время, когда можно не заботиться о том, что вот сейчас оно закончится и нужно будет идти что-то делать. Рома может долго-долго любоваться, как расцветает пион или течёт водопад. Путешествие для Ромы — возможность перестроить своё внимание и пожить без времени, в пространстве чистой красоты.

Есть «неугомонная Алёна» — кочевница по натуре. Всегда быть в движении, взбираться на горы, исследовать дно океанов, покорять волны, лазать по оврагам... Многим людям для того, чтобы как следует отдохнуть и перезагрузиться, нужно сперва пройти 10-15 километров по пересеченной местности. Это особенность темперамента, физиологии, внимания, энергообмена...

Можно описать ещё десяток разных типов, но остановиться хочется на «загадочной Тане». Таня снова и снова приезжает к одному барельефу в Венеции, и как бы из этой точки обозревает события, произошедшие с ней с тех пор. Барельеф и дома вокруг — для Тани уже не просто городской ландшафт, всё это приобретает личное значение. Она любит находить необычные мелочи, ракурсы, много фотографирует. Такие путешественники любят мысленно играть со значением того или иного места в их жизни, «присваивают» места, проецируют их на себя и свой жизненный путь. Путешествия для них — не просто возможность перезагрузиться, но и способ обдумать, более тонко прочувствовать свою жизнь. Холм для них не просто холм, дом не просто дом: сквозь них просвечивают знаки собственных чувств.

Неожиданно для себя я поняла, что вернуться, например, в Коуровскую обсерваторию или в окрестности Сигирии — это как закрыть гештальт. Важные лично для меня пространства уделывают все попсовые «чудеса света» всухую, потому что именно такие места напитаны личными, не навязанными рекламой смыслами и переживаниями. Хоть во мне и могут ужиться условные Таня, Алёна и Роман, но мне точно не хочется играть в бестолковый марафон «а сколько стран посетил ты?» и сбегать при первой же скидке на авиабилеты «лишь бы куда-нибудь».

Рефлексируем о путешествиях, не выходя из дома

Проблема белых людей

Каждый из нас, бесспорно, перезагружается и восполняет ресурс с помощью путешествий по-своему: одному зайдёт игра, другому — медитация. Важно только понимать, что из этого нам действительно необходимо, а что навязано рекламой и громкими стереотипами. Сейчас намерения в духе «побывать везде» вообще слишком романтизируют, отчего сидение дома даже несколько месяцев становится для многих настоящей пыткой, «проблемой белых людей». Но по-моему, это хорошая возможность подумать: если вам хочется убегать куда угодно по 10 раз в год — всегда ли это тот самый «свободный дух настоящего путешественника», или может, это с вашими буднями что-то не так? А может, вы просто изо всех сил стараетесь доказать окружающим и самому себе, что ваша жизнь интересная, динамичная, весёлая и супер-насыщенная, потому что в реальности наоборот? И, в конце концов, совершили бы вы вообще все те путешествия, которые совершили, если бы знали, например, что не сможете запечатлеть их на фото и показать / рассказать кому-то?

Возможно, для многих из нас на самом деле лучше было бы путешествовать реже, но качественнее, чем выделять по недельке на то и на это, устраивая скачку по странам. Сейчас самое время порефлексировать об этом и разобраться, чего мы хотим от путешествий на самом деле, а что является страдальческой аддикцией к трэвэл-профилям с идеальными картинками в инстаграме. Мы живём в мире, где реклама просачивается во все наши чувства. Надо спросить себя, в самом ли деле это именно то, что нам нужно.