Режимы «творческой зоны» и зачем они нужны

Мы уже говорили о том, почему стоит навсегда забыть об авторежимах, а сейчас подбираемся к самому интересному — режимам творческой зоны: зачем они нужны, чем отличаются друг от друга и в каких ситуациях какой из них применять.

Режимы P, Av, Tv (или S) по сути являются полуавтоматическими. Используя их, вы регулируете только какой-то один параметр, а остальные камера подбирает самостоятельно для получения хорошей экспозиции. Это значительно облегчает работу и предотвращает ошибки. Режим M — полностью ручной и, если честно, мой любимый. В нём есть возможность настраивать самостоятельно абсолютно все параметры.

Av (А, Aperture) — режим приоритета диафрагмы — для съёмки малоподвижных или неподвижных объектов

В этом режиме очень просто контролировать глубину резкости. При съёмке в Av всё, что вам нужно сделать — выбрать значение диафрагмы в зависимости от того, насколько вы хотите размыть фон. Открытая диафрагма сильнее размывает фон, закрытая наоборот, делает всё в кадре чётким. Чем меньше числовое значение диафрагмы (f), тем шире она открыта, соответственно, тем больше размыт фон. Вот и всё, что нужно знать, чтобы снимать в Av.

К примеру, если вы снимаете пейзаж и хотите сделать все объекты чёткими, выбирайте значение диафрагмы начиная с f/11 или f/16. Если хотите портрет, где фон будет размыт, а объект фокусировки — чётким, настройте диафрагму от f/2 и меньше. Дальше камера сама разберётся, какую выдержку подобрать для правильной экспозиции.

Так как в Av приоритет отдаётся диафрагме, то лучше всего он подходит для съёмки малоподвижных или неподвижных объектов, потому что выдержка настраивается фотоаппаратом автоматически, а значит, она может быть как большой, так и маленькой в зависимости от освещённости. Если вам нужно снять объект в движении, например, лучше использовать режим Тv.

Тv (Time / S, Shutter) — режим приоритета выдержки — для съёмки подвижных объектов

Работает этот режим точно так же, как и Av, только наоборот: здесь нужно установить значение выдержки (скорость затвора), а значение диафрагмы фотоаппарат подбирает сам.

Чем меньше выдержка, чем чётче картинка. Если вы фотографируете со штатива движущиеся объекты (например, машины) и хотите, чтобы они были размыты в кадре, чтобы получить динамический эффект, можете смело уменьшать значение выдержки, не переживая о пересветах экспозиции.

Что и как снимать в режиме Р (Program)?

Если уж говорить откровенно, Р — это автоматический режим, который заслужено входит в «творческую зону». В нём вы можете подобрать нужную пару «выдержка-диафрагма» на свой вкус.

Работает режим P очень просто: после нажатия кнопки спуска затвора на половину хода, экспонометр устанавливает подходящие настройки автоматически, исходя из уровня освещённости. Но вы можете вмешаться в этот процесс и подобрать эквивалентную пару выдержка-диафрагма самостоятельно. Для этого достаточно просто покрутить колёсико настройки.

Режим Р неудобно использовать, если вы хотите сделать серию снимков с открытой / закрытой диафрагмой или с какой-то определённой выдержкой, потому что после первого кадра камера сбросит все настройки и выставит их автоматически, а вам снова придётся крутить колёсико или нажимать кнопки. Однако режим Р упрощает работу со вспышкой.

ISO в творческих режимах

С выдержкой и диафрагмой всё понятно, но есть ещё один важный параметр, который влияет на правильную экспозицию — ISO (чувствительность матрицы). Как правило, высокие значения ISO неизбежно приводят к появлению шума на фотографиях. Поэтому общий принцип такой: чем ниже ISO, тем лучше.

Прибегать к увеличению ISO следует только в тех случаях, когда ни выдержка, ни диафрагма не помогают вытянуть экспозицию, т.е. когда в видоискателе или на мониторе начинают мигать их обозначения.

Снимая в любом из творческих режимов, вы всегда можете позволить фотоаппарату самостоятельно выбрать нужное значение ISO. Для этого достаточно в значении ISO выбрать AUTO.

Чем так хорош режим M (Manual)?

Режим M, в отличии от остальных режимов творческой зоны, полностью ручной.

Здесь вам придётся самостоятельно настраивать все параметры съёмки. На это уходит время (особенно по началу), и чтобы добиться желаемого результата, нужно делать немало пробных кадров. Да, это сложнее, но я считаю, что страх перед ручным режимом и сложность его использования слишком преувеличивают.

На самом деле, для получения технически правильных кадров в режиме М, из всех функций и наворотов камеры можно обойтись всего тремя параметрами, настроив их грамотно: выдержка, диафрагма и ISO.