Swipe file и профессиональный паттернинг

14 января 2018 г.

Сегодня пошаговые инструкции а-ля «как стать профессиональным фотографом» переполняют интернет. Любой желающий может отыскать статьи на тему фотографии, композиции, оборудовании и всё в таком духе. Но переизбыток информации не всегда идёт на пользу.

Кто-то считает, что в первую очередь фотографу нужно освоить кунг-фу по настройкам камеры. Кто-то говорит, что главное — уметь особым образом компоновать снимки. Другие настаивают на том, что нужно иметь классную технику и уметь ретушировать. Безусловно, все эти вещи важны, но в попытках получить всё и сразу можно уйти в совсем недружелюбные дебри.

Существует большая вероятность того, что читая эти материалы, мы вообще слишком сильно усложняем для себя понимание фотографии. Пытаясь следовать тысячам советам одновременно, мы сильно забиваем голову и, по принципу Парето, делаем 80 % работы, которые приносят 20 % результата.

В основе всего

Есть две категории фотографов: одни пытаются освоить всё сразу и в противовес своим усилиям получают скромный результат; другие уже с первых попыток делают довольно правильные и красивые фотографии. В чём разница между ними?

Первые просекли, что лучше выбрать какой-то один базовый для создания классных фотографий навык и поставить его в приоритет, а все остальные технические, композиционные, световые и прочие моменты подтягивать постепенно.

Разумеется, если вы впервые возьмёте в руки фотокамеру, то главным приоритетом для вас будет разобраться с настройками и понять, как делать снимки хорошего качества. И действительно, когда вы начинаете с этим разбираться, вы быстро получаете первые приличные фотографии. В этот момент срабатывает очень верный индикатор — радость. Да, вы получаете радость и просто кайфуете от своих результатов! Однако потом вы начинаете искать какие-то хитрости, которые помогут вам отшлифовать техническую сторону вопроса, но в то же время замечаете, что процесс начинает идти в разы медленнее.

Дело в том, что технические настройки, композиция и обработка — лишь прикладные инструментами для фотографа. Фокусируясь только на них, мы упускаем из виду главный навык, который следует развивать в первую очередь. Как вы уже, наверное, догадались, речь идёт о сюжете.

Фотограф Дмитрий Рогожкин

Всё гениальное просто

Секрет хорошей фотографии заключается вовсе не в блестящей технике или сложной композиции, а в том, насколько интересным фотограф способен создать сюжет, находить красивое в обыденном. Если он умеет ловко генерировать креативные идеи, имеет развитое чувство вкуса и способен нестандартно обыгрывать привычные сюжеты, то его снимки автоматически будут вызывать интерес, ракурсы будут выигрышными, а композиция будет выстраиваться интуитивно.

Технические и композиционные нюансы, конечно, нужно подтягивать, но не стоит превращать их в постулаты своего дела.

Фотограф Дмитрий Рогожкин

В поисках идей

Наше креативное мышление, несмотря на всю свою абстрактность и непредсказуемость, работает по удивительному и простому принципу 1+1 (или 1+1+1+...), где воображение складывает одно с другим и формирует в конечном итоге уникальное сочетание. Иными словами, мозг, как конструктор, собирает новую идею из тех кубиков, которые он уже имеет в своём распоряжении.

Иногда кажется, что мозг придумывает идею буквально из ничего. Однако, он хитрым и весьма изощрённым образом умеет выдавать идею, собранную из разных фрагментов памяти и впечатлений, за совершенно спонтанный уникальный результат.

Есть простая закономерность: чем больше у нас в памяти находится интересных и эффектных образов (будь то фотографии, картины, варианты ракурса или позирования), которые мы когда-либо видели, тем проще нам придумать и реализовать интересную и эффектную фотографию.

Фотограф Дмитрий Рогожкин

Swipe file: что это и зачем

Самый простой способ «прокачать» своё креативное мышление — использовать «трамплин» в виде работ других фотографов, которые нас вдохновляют.

Не нужно заставлять себя сразу выдавать что-то гениальное. Чтобы стать хорошим копирайтером, нужно перечитать и переписать пару десятков статей лучших авторов, чтобы проникнуться их стилем и понять, как они думают. Чтобы стать хорошим музыкантом, нужно сначала переслушать и переиграть множество произведений других музыкантов, чтобы потом выработать своё чувство вкуса и в последствии уже самому научиться писать и играть красивую музыку. Тоже самое с пением, рисованием, фотографированием.

Проникнуться стилем работы других мастеров и приблизиться к понимаю того, как они думают и как находят креативные идеи для своих работ — очень полезная практика. Для неё существует вполне эффективная технология swipe file. Сам термин взят из сферы копирайтинга и подразумевает коллекцию материалов других авторов с целью использования их отдельных элементов для составления своей собственной работы. Эта же практика применима и к фотографии.

Собирая лучшее, вы пропитываетесь стилем профессионалов, а под рукой у вас появится собственная копилка идей для портретной, репортажной, пейзажной, предметной и других видов съёмок.

Что такое профессиональный паттернинг?

Это практичный инструмент, который по началу поможет вам грамотно моделировать чужой подход к своим фотографиям. Здесь нужно действовать тонко и изящно, потому что нам не нужен плагиат или копия. Нам нужна собственная уникальная работа.

Базовая концепция профессионального паттеринга гласит: переносить в свою практику нужно не весь снимок, копируя другого автора, а лишь отдельно взятые из него части. Например: идею, сочетание цветов, образ, настроение, фоновые элементы или местность, техника съёмки, стиль обработки и так далее.

Фотограф Alessio Albi

Swipe file также помогает сделать работу с моделями удобнее.

Например, при съёмке нам не придётся словами и жестами объяснять человеку, какой позы мы хотим добиться. Достаточно будет показать соответствующую фотографию из своего swipe file, чтобы было намного проще реализовать что-то подобное.

Что важно при создании своей swipe file коллекции?

  1. Собирать только лучшее и небольших количествах. Иначе можно перегрузить свой swipe file и сделать работу с ним катастрофически неудобной.
  2. Разделять swipe file по направлениям (студийное / не студийное / пейзажи / предметы и прочее).
  3. Swipe file никогда не собирается за один день. Это делается плавно и особую роль здесь играет периодичность, а любителей кавалерийского наскока, желающих накидать себе подобную коллекцию за пару часов, скорее, ждёт разочарование в этой технике.

Интересные снимки, которые по-настоящему цепляют наше внимание встречаются не так уж и часто. И, собирая свой swipe file постепенно, мы периодически возвращаемся к работе с ним. Мы перебираем и упорядочиваем его, что со временем вырабатывает привычку заглядывать туда чаще. Если же просто накидывать фотографии в папку на компьютере несколько раз в год, это будет уже не инструмент, приносящий пользу, а просто папка с чужими снимками.

В swipe file могут быть как профессиональные снимки, так и спонтанные фотографии с телефона или обложки к фильмам. Также полезно будет просматривать профессиональные соцсети для фотографов.